Мы - те, кто учатся сегодня
Читать текст "Призовое место в городской краеведческой игре
Призовое место в городской краеведческой игре "Эхо"
Мы - те, кто учатся сегодня
Читать текст "Городские соревнования
Городские соревнования "Юный пожарный"
     Мы в разделе:   Главная  //   Документы  //  Положения

Портфолио школы Школьная жизнь Документы Учебный процесс Наши педагоги Самоуправление Общественная приемная Публичные доклады Кабинет здоровья Родителям Итоговая аттестация Ссылки Модернизация системы общего образования Моя Россия - моя малая родина


 Положение о внутришкольном контроле


«Принято»

     «Утверждаю»

на заседании Педагогического  совета

МБОУ СОШ №14

     Директор   МБОУ СОШ №14

____________О.М. Крылова

протокол № 2

     Приказ №__149-о__

от «27»  сентября  2013 года

     от «_30__» сентября 2013 года

  

   

                                                       

ПОЛОЖЕНИЕ

Положение о внутришкольном контроле МБОУ СОШ № 14

•1.      Общие положения.

 

•1.1.            Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее ВШК) МБОУ СОШ № 14  разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

- законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ч.3 ст.28; ст.29,30),  

- Уставом МБОУ СОШ № 14 и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией учреждения, а также лицами, имеющими соответствующие полномочия согласно должностным инструкциям и/или функциональными обязанностями.

•1.2.            Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. ВШК представляет собой системный процесс всестороннего изучения и анализа образовательной деятельности в МБОУ СОШ № 14, с целью координации всей его работы согласно стоящим перед ним целям и задачам, с предупреждения возможный ошибок и оказания необходимой методической помощи участникам образовательных отношений для дальнейшего совершенствования и стимулирования их профессионального мастерства, образовательных достижений.

•1.3.            Под ВШК в МБОУ СОШ № 14 понимается проведение членами администрации школы, а также лицами, имеющими соответствующие полномочия, наблюдения, изучения, анализа, диагностики, прогнозирования в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, Ивановской области, г. Иваново,  школы в области образования. Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

•1.4.            Положение о внутришкольном контроле принимается Педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. Положение утверждается директором школы.

 

•2.      Цели, задачи и функции  внутришкольного контроля:

 

•2.1.            Целями ВШК являются:

- объективное оценивание соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки учащихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня;

•-            совершенствование механизма управления качеством образования;

•-            повышение компетентностного уровня педагогов;

•-            обеспечение положительной динамики результатов по основным направления деятельности образовательной организации.

 

•2.2.            Задачами ВШК являются

 -     выполнение требований федеральных государственных образовательных    стандартов общего образования

•-            осуществление контроля над исполнением законодательства в сфере образования;

•-            выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно - правовых актов, принятие мер по их пресечению;

•-            анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности образовательного учреждения;

•-            изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработке на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

•-            оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

 

•2.3.            Основные функциями ВШК являются:

 

•-       информационно-аналитическая;

•-       контрольно-диагностическая;

•-       корректно-регулятивная;

•-       стимулирующая.

 

•3.      Виды, формы и методы ВШК.

 

•3.1.            Виды ВШК:

 

•-          предварительный - предварительное знакомство;

•-          текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

•-          итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за триместр, полугодие, учебный год.

Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом - графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результат образовательной деятельности, состояния здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности  обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

 

•3.2.            Формы внутришкольного контроля:

 

      -   Личностно-профессиональный (персональный) контроль.

 

Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

В ходе персонального контроля руководитель изучает:

- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

- уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

- результаты работы учителя и пути их достижения;

- способы повышения профессиональной квалификации учителя.

При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

-   знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

-   изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

-   проводить экспертизу педагогической деятельности;

-   проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

-    организовать социологическое, психологическое, педагогическое исследование, анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

-    делать выводы и принимать управленческие решения.

  Проверяемый педагогический работник имеет право:

-   знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

-   знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

-  своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

      - обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

 

   -  Тематический контроль.

 

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

 В ходе тематического контроля:

-  проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

-  осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

 

-   Классно-обобщающий контроль.

 

Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

                         -  деятельность всех учителей;

                         - включение учащихся в познавательную, деятельность;

                         - привитие интереса к знаниям;

                         - стимулирование потребности в самообразовании, самоопределении;

                         - сотрудничество учителя и учащихся;

                         - социально-психологический климат в классном коллективе.

Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

Продолжительность классно - обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно- обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

По результатам классно - обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

 

-    Комплексный контроль.

 

Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, инспекторов и методистов, ученых и преподавателей ВУЗов.

Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная  задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль, за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета при директоре или его заместителях.

При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

                                                                                                              

 

•3.3.            ВШК осуществляется с использованием методов

         над деятельностью учителя:

•-          анкетирование;

•-          тестирование;

•-          социальный опрос;

•-          мониторинг;

•-          наблюдение;

•-          изучение документации;

•-          анализ самоанализа уроков;

•-          беседа о деятельности учащегося;

•-          результаты учебной деятельности учащихся;

 

При оценке учителя в ходе ВШК учитывается:

 

•-          выполнение государственных программ в полном объеме (изучение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

•-          уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;

•-          степень самостоятельности учащихся;

•-          владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

•-          дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

•-          совместная деятельность учителя и ученика;

•-          наличие положительного эмоционального микроклимата;

•-          умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

•-          способность к анализу педагогической ситуации, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

•-          умение корректировать свою деятельность;

•-          умение обобщать свой опыт;

•-          умение составлять и реализовывать план своего развития.

 

•3.4.            Методы контроля над процессом и  результатами учебной деятельности:

 

•-          наблюдение;

•-          устный опрос;

•-          письменный опрос;

•-          письменная проверка знаний (контрольная работа);

•-          комбинированная проверка;

•-          беседа, анкетирование, тестирование;

•-          проверка документации.

 

 

•3.5.            Директор школы и (или) по его поручению заместитель директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности  работников по вопросам:

 

•-          соблюдения законодательства РФ в сфере образования;

•-          осуществления государственной политики в сфере образования;

•-          использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

•-          использование методического обеспечения в образовательном процессе;

•-          реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

•-          соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

•-          соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

•-          своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления;

•-          работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений  в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

•-          другим вопросам в рамках компетенции директора школы.

 

•4.      Порядок организации, осуществления и подведение итогов ВШК.

 

•4.1.            Правила ВШК:

 

•-          внутришкольный контроль осуществляют члены администрации МБОУ СОШ № 14, а также лица, имеющие соответствующие полномочия;

•-          в качестве экспертов к участию во ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

•-          продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 14 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

•-          эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК;

•-          при обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщают директору школы;

•-          экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;

•-          при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

•-          при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 неделю до посещения уроков;

•-          в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за один день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании);

•-          план-график ВШК утверждается директором МБОУ СОШ № 14 в начале учебного года и доводится до сведения участников образовательного процесса.

 

•4.2.            Члены администрации МБОУ СОШ № 14, а также лица, имеющие соответствующие полномочия вправе осуществлять ВШК результатов деятельности  работников по вопросам:

 

•-          соблюдения законодательства РФ в сфере образования;

•-          осуществления государственной политики в сфере образования;

•-          использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

•-          использование методического обеспечения в образовательном процессе;

•-          реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

•-          соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

•-          соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

•-          своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления;

•-          работы подразделений организации общественного питания и медицинских учреждений  в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

•-          другим вопросам в рамках компетенции администрации школы.

 

 

•4.3.            Основание для ВШК:

    - заявление педагогического работника на аттестацию;

    - плановый контроль;

    - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

   - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области                  

      образования.

 

•4.4.  Результаты ВШК оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки, доклада о состоянии по проверяемому вопросу.

Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в итоговом материале факты и подтверждающие правильность выводов.

Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. При этом они вправе сделать запись  в итоговом материале о несогласии с результатами контроля  в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию Совета трудового коллектива школы или вышестоящие органы управления образованием.

 

•4.5.  По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

- проводятся заседания педагогического Совета, заседания методических школьных объединений, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

- сделанные замечания и предложения фиксируются в протоколах;

- результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

 

•4.6.                 Директор школы по результатам ВШК принимает следующие решения:

- об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта;

- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

- о привлечении к дисциплинарной ответственности участников образовательного процесса;

- о поощрении работников;

- иные решения в пределах своей компетенции.

 

•4.7.                      О результатах проверки сведений, изложенных в письменных обращениях                                                                  обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Опубликовал: Князева Е.А.
Дата публикации: 09.04.2014




 Вход
Логин:

Пароль:

Запомнить
вход ]