Вода и многовековые традиции.

Традиции неразрушающего природопользования - это утвержденные в общественных нормах и представлениях природосберегающие формы хозяйствования, максимально учитывающие специфику местной природы. Их современное значение прямо экологично.

В представлениях различных традиционных культур мы неизбежно обнаруживаем те или иные правила общения, обращения с водными источниками или водоёмами вообще: разнообразные ритуалы, ограничения, запреты, табу и пр. Человек приносит жертву реке, роднику (монету, чарку водки и т.д.) - прежде чем испить её воды, иначе, от непочтительного отношения, может случиться всякое… Человек просит прощения, когда перешагивает ручьевую бегущую воду… Некоторые озёра Карелии не посещаются после захода солнца - там нечего делать человеку… Во многих уголках нашей страны издавна было не принято, даже запрещено стирать или полоскать бельё в реке - это было чревато гневом духа воды: рыба из реки (озера) исчезала… Известны различные моления на воду, гадания на воде, освящение воды - не только в христианской традиции. Живая вода… Мёртвая вода… Дарующая или закрывающая жизнь. Во многих традиционных культурах с водой связаны разнообразные ритуалы очищения, излечения или преображения человека (пример - крещение). Этот глубоко психологический аспект восприятия воды так или иначе прослеживается в мифах. Надо ли пояснять, что человек традиционной культуры куда более осторожно, внимательно, "экологично" относился к воде и как к ресурсу? Любой ресурс такого человека нёс в себе некую сакральную нагрузку.

Издавна известны и традиции почитания водных источников: ключей, родников. Многие родники, даже не в христианской традиции считаются непростыми, священными. В ряде районов Нижегородской области до сих пор сохранились представления о "сорока ключах" - особой родниковой купели с прозрачной целебной, святой водой, бьющей со дна купели из сорока (40 - древнее сакральное мифологическое число) ключей. Много родников, считающихся непростыми в Церковной традиции. Наконец, ещё более велико множество родников, бьющих из-под земли в лесном овраге или в близи родной деревни. И с этими родниками связаны обязательно какие-то рассказы, пусть даже "не святые", а совсем обычные истории. В каждом селе обязательно говорят о "вкусной" (и т.п.) воде из родника, каждый ключ имеет свою небольшую или великую историю. Водные объекты распространены повсеместно, и с ними связаны различные народные представления и традиции неразрушающего природопользования, бережливого и почтительного отношения к природному ресурсу.

Практически весь фольклор и традиционная культура в совокупности - есть отображение, изображение и человеческое восприятие природы (поскольку в традиционной, не техногенной культуре больше нечего отображать). Потому в область экологического образования может входить изучение и преподавание воды. Грамотное изучение и популяризация конкретных традиционных культур - важнейший путь в преодолении кризисных экологических ситуаций.

Необходимо помнить, что традиционная культура всегда природно конкретна, поскольку отражает развитие и жизнь географически-конкретной совокупности людей (деревня, село) в совершенно конкретном особенном природном ландшафте. Таким образом, формы хозяйствования и отношения к природе в традиционной культуре наиболее оптимальны, выверены, гармоничны, учитывают особенности и нюансы местного природного пространства. Космополитичная индустриальная технократическая культура не учитывает и разрушает все нюансы, поскольку является чужеродной, искусственно привнесенной для большинства территорий
завод метизный . запчасти камаз завод метизный . запчасти камаз